вторник, 22 апреля 2014 г.

"Быть" или … "Иметь?" в современном педагогическом менеджменте

«Системный подход», «системный анализ» - эти словосочетания являются сейчас едва ли не самыми распространенными  в новейшей литературе по управлению, так как, по общему признанию, системная методология представляет собой наиболее упорядоченную основу для управления разного рода и уровня целостными образованиями реального мира. Современный руководитель, несомненно,  должен обладать системным мышлением.  Однако, системный подход – это инструмент в руках управленца и  его применение во многом определяется ценностными ориентациями последнего. Использование данного подхода  в управлении теряет всякий смысл, если он направлен против человека.

Об этом в статье «Проблемы формирования профессиональной компетентности современного руководителя в системе образования»*  пишет  Давыдов Гарри Артемович, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой управления развитием образовательных систем, ГБОУ ДПО «Псковский областной институт повышения квалификации работников образования».  Предлагаем для обсуждения данной проблемы фрагмент из указанной статьи «Быть» или … «Иметь»?
*В полном объеме статья «Проблемы формирования профессиональной компетентности современного руководителя в системе образования» опубликована в сборнике «Профессиональная компетентность современного руководителя в системе образования: материалы межрегиональной научно-практической конференции». - СПб.: СПб АППО, 2012.- 224 с.
Нет человека, который был бы как Остров,
сам по себе, каждый человек есть
часть Материка, часть Суши …
смерть каждого  Человека умаляет и меня,
ибо я един со всем Человечеством,
а потому не спрашивай никогда,
по ком звонит Колокол;  он звонит и по Тебе
Джон Донн

 Сегодня, как никогда за последние два десятилетия, остро встала проблема общекультурной подготовки руководителей образовательных учреждений. Причем, речь идет не столько об обучении управленцев фундаментальным основам науки и культуры, методологии современного менеджмента и т.д., сколько об освоении слушателями курсов ПК социокультурного опыта человечества в русле гуманизации и гуманитаризации научного знания. В своей практической деятельности наши управленцы уже довольно успешно научились разрабатывать программу развития своего образовательного учреждения, проектировать различные виды образовательных программ, анализировать процессы управления образованием в школе с выходом на проблемы, а затем – на формулирование целей и задач по их  решению и т.д. Однако такого рода умения и навыки в педагогическом менеджменте – всего лишь инструменты в каждодневной работе руководителя школы. Для определения стратегических ориентиров жизнедеятельности образовательного учреждения и его развития гораздо важнее базовые, мировоззренческие, ценностные установки управленца, обуславливающие его этические и эстетические подходы к окружающему миру и к себе. 

По мнению известного петербургского философа Г. Л. Тульчинского, практика современного менеджмента убедительно свидетельствует о существовании двух основных типов менеджмента, двух модусов управленческой деятельности. Речь идет о двух различных направлениях управленческих процессов, которые могут осуществляться двояким образом: по целевым и по ценностным (точнее – нормативно-ценностным) критериям. Целевое управление направлено на достижение системой состояния, удовлетворяющего критерию ранее поставленной цели, которая есть не что иное, как образ желаемого будущего, измеримый, определенный во времени и пространстве. Цель должна быть конкретна. Главный вопрос целевого менеджмента – «что?». Вся работа ориентирована на достижение желаемого результата. Если перефразировать известную метафору Э. Фромма, то такое управление можно назвать менеджментом в модусе «Иметь» (to have, haben). Это обеспечивается с помощью целевых программ и контроля их исполнения. Комплекс целей деятельности воплощается в формальной организации фирмы. Главный акцент в менеджменте делается на организационной структуре, с соответствующей иерархией должностей и ответственности. Информация носит сигнальный (побуждающий) характер: приказы, распоряжения, инструкции и т.д.

В нормативно-ценностном менеджменте на первом плане находятся не цели, а ценностные нормы, по шкале которых и определяются конкретные цели; он в большей степени ориентирован на процесс, а не на результат. Главный вопрос не «что?», а «как?». Становится важным не столько то, чем занимается фирма, а ее традиции, репутация, имидж. Такое управление можно назвать менеджментом в модусе «Быть» (to be, sein). Он строится не на организационной иерархии, а на неформальных отношениях, сопричастности общему делу, сознании некоего «мы». Информация носит не столько сигнальный, сколько знаковый (символический) характер. 

Вышесказанное можно представить в виде таблицы (таблица 1), характеризующей особенности двух основных подходов к менеджменту.

ТАБЛИЦА 1.
Управление по целям Управление по ценностям
Цели
Результат
«Что?»
«Иметь»
Формальная организация
Иерархия и контроль
«Надо»
Стимулирование
Принуждение
Сигнал
Ценностные нормы
Процесс
«Как?»
«Быть»
Неформальные отношения
Сопричастность
«Не могу иначе»
Мотивация
Понимание
Знак (символ)


Реальный менеджмент неизбежно содержит в себе оба компонента, однако, можно и нужно говорить о расстановке акцентов. В условиях глобализации и сверхплотного рынка, считает
 Г.Л. Тульчинский, когда начинают действовать не столько рыночные, сколько внерыночные факторы конкуренции (имидж, бренд, репутация), когда в работе с персоналом на первый план выходит формирование корпоративной культуры, становится ясна непозволительность, а то и опасность пренебрежения нормативно-ценностным модусом управления [3, с. 467-468].

К сожалению, наш российский менеджмент, и педагогический в том числе, в большей своей части ориентирован на представлениях об агрессивности внешней среды (гоббсовское «война всех против всех»), а во взаимодействии с партнерами - на реализацию принципа «побеждает сильнейший». К примеру, названия и содержание многих книг по менеджменту сегодня больше напоминают рекомендации военных стратегов к очередной военной кампании, нежели отражают позитивный опыт эффективного управления в условиях синергетического взаимодействия с внешним окружением [см., например, 1, 2].

Философ Э. Фромм в работе  «Иметь или быть» (1976 г.), анализируя состояние современного ему общества, подверг критике постулат Д. Риккардо о том, что индивидуальные эгоистические устремления ведут к миру и гармонии, а также росту благосостояния каждого [4, с. 195]. Еще одной ошибкой индустриального общества, считает ученый, является мнение, что разорение все большего числа мелких предприятий в интересах роста все более крупных корпораций представляется экономической необходимостью, следствием какого-то закона природы. Все это приводит формированию ценностной установки: развитие экономической системы определяется не вопросом: «Что есть благо для человека?», а вопросом: «Что есть благо для развития системы?». Происходит инверсия ценностных установок: что является благом для развития системы, есть благо также и для людей. Фромм ссылается на исследования и вывод Римского клуба: такие фундаментальные изменения в ценностных установках человека (появле-ние новой этики и нового отношения к природе) приводят, в конечном счете, к глобальной катастрофе [4, с. 195-199].  По мнению ученого, существуют два способа существования человека – бытие и обладание, преобладание одного из которых определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера. Порочность современного общества вызвана именно все увеличивающейся переориентацией на обладание (to have, haben) [4, с. 205].

В Псковской области в настоящее время 276 общеобразовательных школ, из них сельских – 164. В 90-е годы школ было почти в 2 раза больше. Уменьшение общего числа школ – результат реструктуризации и оптимизации сети общеобразовательных школ. Малокомплектные сельские школы были «поглощены» более крупными районными школами. Такого рода процессы невольно порождают реминисценции с известной гравюрой великого нидерландского художника П. Брейгеля Старшего «Большие рыбы едят маленьких рыб» (1556 г.). Аллегория о рыбах, конечно же, относится к людям: речь идет о праве сильного и об относительности представлений о силе. Невольно возникает вопрос в духе Э. Фромма: реструктуризация была сделана для человека или для системы? Время покажет, насколько данное управленческое решение стратегически было верным. Отметим только, что в менеджменте позитивный эффект в тактике еще не является гарантией успеха в стратегии. Можно выиграть битву, но проиграть кампанию. Уже сейчас есть большая вероятность социокультурного запустения тех мест, где были закрыты школы.

Литература:

1. Книппердорф К. 36 стратегий для победы в эпоху конкуренции. – СПб.: Питер, 2005. – 256 с.
2. Тарасов В.К. Искусство управленческой борьбы. Технологии перехвата и удержания управления. – М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2003. – 480 с.
3. Тульчинский  Г.Л. Постчеловеческая персоналогия. Новые перспективы свободы и рациональности: - СПб.: Алетейя, 2002. – 677 с.
4. Фромм Э. Иметь или быть?/ Величие и ограниченность теории Фрейда. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. – 448 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий