четверг, 12 ноября 2020 г.

VIII Конаржевские чтения состоялись

Дидакт Татьяна Соколова
miss.socolova2011@yandex.ru


10 ноября 2020 года в онлайн-режиме состоялись 8-е Международные Всероссийские Конаржевские чтения на базе клуба учеников, аспирантов и последователей ведущих идей научной школы доктора педагогических наук, профессора Ю.А. Конаржевского. Клуб и мемориальный музей кабинет российского ученого существует с 2008 года в Псковском областном институте повышения квалификации работников образования. Участники чтений были представлены российскими учеными из Москвы, Оренбурга, Пскова, руководителями образовательных организаций и творческими учителями, педагогами дополнительного образования, воспитателями дошкольных учреждений Псковской области, Сибири. Приняли участие уже не в первый раз на чтениях специалисты Эстонской республики.

Главной темой, которая стала главной для участников – это «Теоретико-методологические основы современной проектной деятельности в формате научной школы Ю.А. Конаржевского».

Чтения открылись научными докладами по следующей проблематике:

  • «Дистанционное образование: горизонты и риски» (С.Г. Воровщиков);
  • «Командная проектная деятельность как фактор формирования корпоративной культуры образовательной организации: теория и практика» (И.И. Буева);
  • «Проект как форма организации и нормативный принцип деятельности» (М.Е. Жихаревич);
  • «Теоретико-методологические основания современной проектной деятельности» (Г.А. Давыдов).

В ходе обсуждения теоретических докладов участники пришли к выводу: активное использование дистанционных форм в системе образования, возврат к проектной деятельности в современных условиях обязывает не забывать о тех фундаментальных теоретико-методологических наработках, оставленных нам предшествующими учеными, в частности, научной школой Юрия Анатольевича Конаржевского, ведущие положения которой сегодня очень актуальны -это системный подход, глубокий, всесторонний анализ всех аспектов любой образовательной микро- и макросистемы. А также важно не забывать: директор любой российской образовательной организации – посредник между педагогической наукой и практикой.

Большой интерес вызвали выступления руководителей образовательных организаций и творческих учителей, представивших опыт работы по разным аспектам проектной деятельности:

  • «Реализация проектной деятельности через систему внутри гимназического повышения квалификации сотрудников» (Л.В. Петрикова);
  • «Формирование универсальных учебных действий в процессе научно-исследовательской работы школьников на уроках русского языка и во внеурочной деятельности» (И.А. Назарова);
  • «Организация проектной деятельности в Ласнамяэской гимназии г. Таллина: от теории к практике» (В.В. Кришталь);
  • «Проектная деятельность в интегрированном предметно-языковом обучении» (А.А. Смертина-Мяэорг);
  • «Реализация проектной деятельности по обучению молодых педагогов анализу урока по Ю. А. Конаржевскому» (Е.С. Дацюк, З.С.Киреева);
  • «К вопросу проектирования педагогического процесса в учреждении дополнительного образования детей» (из опыта работы МБУ ДО «Детский Центр «Надежда», г. Псков). (Г.П. Абибулаева).

Выступления практиков фактически проиллюстрировали механизмы и пути реализации теоретико-методологических оснований проектной деятельности; обозначили как достижения и позитивные результаты, так и проблемы, требующие своего разрешения. Договорились об обмене опытом непосредственно в образовательном процессе, о необходимости дальнейшего обсуждения «болевых точек» проектной деятельности.

Итогом чтений стало обращение к педагогическому сообществу России и дружественных стран Зарубежья о совместном продолжении научной и практической работы по заявленной проблеме.

Оргкомитет и программный комитет приступает к работе по подготовке к публикации научно-методического сборника чтений.

Т.А. Соколова, зав. лабораторией научно-методического сопровождения инновационных процессов в образовании ПОИПКРО, координатор клуба конаржевцев.

Комментариев нет:

Отправка комментария