ТВОРЕЦ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АНСАМБЛЕЙ
«Бывают странные сближенья…», – заметил великий Александр Сергеевич Пушкин. И эти сближенья Юрия Анатольевича Конаржевского с Псковской землей состоялись не однажды: и в обстоятельствах великих сражений, и значимых преобразований. В 1944 году он воевал за освобождение территории нашей области от фашистских захватчиков. А в 1992–1997 годах Юрий Анатольевич обучал управленцев образования – начальников и специалистов управлений образования, директоров школ и их заместителей – теории и практике педагогического менеджмента, организации и системному анализу развивающего урока. Именно от профессора Конаржевского наши педагоги впервые получили не описательные, а научные определение и характеристику инноваций в образовании, их типологию, критерии и показатели.
Казалось бы, что особенного: приехал профессор из Калининграда лекции почитать… Но уже в конце первого дня занятий аудитория поняла, что стала соучастником умно организованного процесса открытия новых знаний, базирующихся на их прошлом опыте, который начинает переоцениваться и трансформироваться в нечто значимое и интересное.
Одним из главных достоинств Ю.А. Конаржевского как лектора, как преподавателя было его умение и стремление сделать свою аудиторию умнее, дать каждому педагогу возможность почувствовать себя именно в данный момент равноправным участником преобразования педагогической практики. Его хотели слушать! Наверное, поэтому в перерывах между лекциями Юрий Анатольевич всегда был окружен слушателями, каждый из которых его мнением хотел подтвердить правоту своей позиции или снять сомнения, противоречия. А после лекций неизменно следовало продолжение – теперь уже в виде обмена суждениями, в виде дискуссии. Иногда возникали разногласия во взгляде на ту или иную проблему между самими педагогами, и тогда Юрий Анатольевич оказывался в роли третейского судьи. Ему верили и соглашались; если не принимали точку зрения профессора, то возражали. И тогда наступал «момент истины»: профессор давал развернутые ответы, а дискутанты приходили к мнению, что над этим надо думать.
Думать – это главный призыв Юрия Анатольевича, адресуемый аудитории. «Давайте поразмыслим вместе», – постоянно призывал он во время лекций, практикумов, «круглых столов». И постоянно давал аудитории возможность высказаться, поделиться сомнениями, задать вопросы по ходу лекции, не дожидаясь ее окончания: неотвеченный вопрос или иное мнение не должны мешать восприятию других идей и фактов. Это редкостное качество личности и позиция преподавателя. Призывая к сотворчеству в школьной практике, профессор собственной деятельностью показывал, как это делать, формируя единомышленников.
Профессор Конаржевский научил псковских управленцев главному – методологическим принципам педагогического анализа деятельности школы, технологиям оперативного, тематического, итогового анализа. Он намного раньше, чем это стало постулироваться в педагогической теории и практике, учил всех, кто его читал и слышал, приоритету системного подхода к управлению школой. Целесообразность аналитического прогноза, составление программ развития школы, определение цели ее деятельности, видение места учителя и ученика в процессе реализации программы, сочетание индивидуальных и коллективных ценностей – этими знаниями вооружал Юрий Анатольевич псковских педагогов.
Лекторское мастерство Ю.А. Конаржевского безусловно и широко известно не только в Российской Федерации, но и за ее пределами. Мне представляется, здесь проявлялись и его эрудиция, и его огромный творческий потенциал, и творческая одаренность, и постоянная непрекращающаяся работа над концепциями, программами, текстами книг, статей, лекций. Ему всегда удавалось держать внимание и интерес аудитории ровно столько, сколько необходимо, чтобы слушатели поняли преподносимую им идею, приняли ее и захотели следовать советам Мастера и Учителя.
Профессор Конаржевский не просто преподавал, не только, наряду с теорией, передавал свой огромный практический опыт, но и формировал своих слушателей и читателей в надежде, что перед ним личности достойные и понимающие. Во время лекций он никогда не поучал свою аудиторию. Но всем содержанием материала, всей собственной позицией как-то исподволь, может быть больше интонацией, оттенками эмоций, пробегающими по лицу, выразительными жестами, он убеждал: не меньше, чем теорией и практикой управления, руководитель должен обладать нравственностью и высоким уровнем культуры. Для него это было важно. Это проявлялось и в его безукоризненных отношениях с окружающими, и в особой элегантности существования, и в том, как много, выразительно и всегда педагогически оправданно он приводил цитаты из классической и современной прозы и поэзии. Далеко не всем лекторам это удается – Юрий Анатольевич и в этом был искусен и безупречен.
Авторитет Ю.А. Конаржевского в научной среде, степень его влияния не только на начинающих, но и признанных исследователей, влияние его книг и других публикаций широко известны. Как известны его интеллигентность, сдержанность, умение соответствовать ситуации, особое умение видеть талантливых людей и восхищаться ими. Думаю, что именно так он обрел свою супругу Фаину Федоровну, которая своей заботой и самоотверженным служением, своей любовью и терпением сохраняла его для всех нас. От Фаины Федоровны я знаю, как особо значим для Юрия Анатольевича был День Победы, как в течение всего этого памятного дня он вспоминал своих погибших друзей-товарищей, всех их он вспоминал поименно… Его непоказная, ненавязчивая гражданственность проявлялась и во время занятий, поскольку профессор читал лекции псковским управленцам в годы безвременья и всеобщего ниспровержения идеологии, а заодно – принятых и привычных норм и идеалов, авторитетов и ценностей. В то время услышать взвешенный совет, получить приемлемый вектор развития, получить выверенные критерии и показатели инноваций и определить рамки зкспериментальной работы – это дорогого стоит.
Сильной стороной творчества Ю.А. Конаржевского является постоянная связь теории с практикой, точнее было бы сказать, – прочная выверенность теории самой живой и достоверной практикой, живым опытом. Такова главная книга его жизни «Система. Урок. Анализ». Даже в не столь длительные приезды в Псков он успевал познакомиться с рядом псковских школ, опытом проведения уроков развивающего типа у самых сильных учителей начальных классов. Его неизменно привлекали незаурядные личности директоров, завучей, которые в те годы неординарно и дерзко формировали псковскую инновационную школу.
В 1996 году в Пскове проходил очередной Всероссийский слет победителей российских и региональных конкурсов «Учитель года». За пять дней слета его участниками были показаны интереснейшие уроки, прошли встречи с министром общего и профессионального образования, были проведены дискуссии, заседания тематических «круглых столов», научно-практическая конференция по инновационной педагогической деятельности. Юрий Анатольевич был самым активным и заметным участником слета. К его комментариям происходящего постоянно обращались члены оргкомитета, его мнение было значимо для самих конкурсантов-победителей, его выступление для участников слета было признано ими самым ярким событием прошедшей недели.
Осип Мандельштам писал вслед ушедшим, вслед уходящим: «Нам остается только имя – чудесный звук, на долгий срок». Но это не о Юрии Анатольевиче Конаржевском, потому что осталась дифференцированная им наука управления, в которую вошли обоснованные им понятия инновационного менеджмента, системного анализа во внутришкольном управлении, остался реализованный его учениками, единомышленниками и последователями новый подход к выполнению управленческих функций, прежде всего к педагогическому анализу. И замечательно, что в предлагаемом сборнике прозвучат голоса продолжателей научных и практических идей Ю.А. Конаржевского.
Нам, псковским педагогам, чрезвычайно важно еще одно обстоятельство. В дни проведения II Всероссийских Конаржевских чтений пройдет открытие мемориального кабинета Юрия Анатольевича Конаржевского в Псковском областном институте повышения квалификации работников образования. Для нас огромная честь, ответственность и стимул к работе – решение супруги Юрия Анатольевича Фаины Федоровны Конаржевской передать рабочий кабинет в наш институт. Хотелось бы надеяться, что для молодых и опытных управленцев мемориальный кабинет Ю.А. Конаржевского станет творческой лабораторией, своего рода ежедневно необходимой мастерской. В этой мастерской им предстоит осваивать все, что является творческим наследием Ю.А. Конаржевского, без знания которого невозможно эффективное управление современной школой, представляющей собою не просто объединение творческих индивидиуальностей, а единый талантливый педагогический ансамбль.
Л.К. Фомичева, ректор Псковского областного
института повышения квалификации
работников образования,
кандидат педагогических наук,
доцент, заслуженный учитель
школы Российской Федерации,
г. Псков
института повышения квалификации
работников образования,
кандидат педагогических наук,
доцент, заслуженный учитель
школы Российской Федерации,
г. Псков