среда, 19 марта 2014 г.

Артпедагогические технологии как дидактическое обеспечение школы Будущего

Уважаемые конаржевцы!
Мы продолжаем знакомить вас с публикациями учеников и последователей идей Юрия Анатольевича  Конаржевского. Предлагаем вашему вниманию научную статью доцента кафедры методологии постдипломного педагогического образования ПОИПКРО, кандидата педагогических наук,  Татьяны Алексеевны Соколовой "Артпедагогические технологии как дидактическое обеспечение школы Будущего".
Данная работа является  введением в цикл  статей по проблематике урока,  смоделированного и реализованного в артпедагогической парадигиме.
С глубокой благодарностью
моему научному руководителю Ю.А.Конаржевскому

И педагогическая наука и инновационная педагогическая практика последние 20-25 лет более чем активно используют ставший модным термин «педагогическая технология». Технологизация образовательного процесса – явление нашего времени. Пожалуй, в определенной степени – даже агрессивное. Эта тенденция не может не настораживать. С одной стороны, понятно тяготение современного образования к технологизации педагогической деятельности. Век торжества техники, информации; увлечения проектной деятельностью, педагогическим моделированием многое объясняют. Но не впасть бы в присущие российскому менталитету крайности, которые потом страшным бумерангом вернутся и к педагогу, и к ученику – к обществу недалекого будущего. К обществу, которое  стоит у роковой черты, за которой нет места духовным началам, за которой Культура подавляется Цивилизацией и «растворяется» в ней, делая людей  примитивными потребителями ее плодов, жалкими придатками техники. Об этом с глубоким пониманием надвигающейся на человечество культурологической катастрофы говорит Ю.Н.Солонин: «Сегодня мы наблюдаем раскол человеческого бытия на два расходящихся потока – культурный, который можно представить как высыхающий тонкий ручеек, и цивилизационный (мощный, поглощающий все на своем пути): переход от корпоративных (культурно- и социально субординированных) структур к аморфно-массовому существованию; утрату обществом способности к новациям, культуротворческое вырождение из-за распыления элиты, десакрализацию всех сфер бытия человека, исчезновение из его жизни сферы сокровенного». Ж.-Ф.Лиотар дальше развивает мысль Ю.Н.Солонина: «Поскольку индивид тотально погружен в информационно-технологическую сферу, его «душа» начинает съеживаться (сокращаться, усыхать, опустошаться). Происходит «тепловая смерть» чувств. Время и пространство «работы души» над преодолением природы уменьшается». О человеке эпохи торжествующей цивилизации Т.А.Флоренская говорит следующее: «К несчастью, духовная жизнь сегодня вытеснена в область неосознаваемого, подсознательного, а сознание заполнено низменными желаниями… Но суть личности не вместима в рамки интеллекта. Критерий личности не точность познания, а глубина проникновения». Может сложиться мнение, что автор данной публикации выступает против образовательных технологий, усматривая в них разрушающее духовную культуру личности начало. Не будем спешить с выводами. Давайте обратимся к определению педагогики, данному С.И.Гессеном в начале 20 века в его блестящей работе «Основы педагогики. Введение в прикладную философию»: «Педагогика – это практическая (прикладная, нормативная) наука, в основе которой лежат следующие теоретические науки – психология, физиология, наука, искусство, государство, право, религия, этика, мораль, хозяйство и техника (цивилизация)». Фактически у С.И.Гессена мы обнаруживаем интегративный подход к педагогике. Используя в качестве методологического основания сферный подход Л.Семашко и интегративный подход С.Гессена, можно констатировать тот факт, что педагогика – органичное порождение как культуры, так и цивилизации, т.к. обнаруживает себя и в материальной и в духовной сферах бытия человека.
Педагогика как сфера научного знания базируется на своих законах, закономерностях, принципах, правилах. Педагогика как сфера искусства порождает методику. Общение с техникой, необходимость автоматизации определенных умений и навыков обязывает педагогику обращаться к образовательным технологиям. Так многомерность мира, человека (как результата развития культуры и цивилизации) делает и педагогику многомерной, включающей в себя и ремесло (технологии), и искусство (методы), базирующихся на педагогических законах, принципах, правилах. В массовой педагогической практике мы, к сожалению, наблюдаем примитивное понимание и использование образовательных технологий, не имеющее под собой методологического основания.
 А.Камю принадлежит следующая сентенция: «Наша школа готовит человека к жизни, которой уже нет». Эта мысль философа-экзистенциалиста побуждает искать ответ на вопрос: а что (на методологическом уровне) должна представлять из себя педагогика будущего, в формате которой  возможно оптимально обеспечивать процесс воспитания, обучения, развития, коррекции личности сегодня?
Мы обращаем свои взоры к артпедагогике. Но не как к отдельному методу или технологии, позволяющей эклектическим образом использовать  искусство в учебно-воспитательном процессе, фактически в качестве сценических декораций, а как к новому направлению в научном педагогическом знании и в инновационной педагогической практике.
Артпедагогика  ориентирует и учителя и ученика на успешное вхождение в будущее, дает возможность продуктивно и творчески реагировать на вызовы эпохи интеграции, глобализации, мыслить категориями того будущего, которое очевидно заявляет о себе уже сегодня.
Глобализация и интеграция – это процессы, имеющие две стороны одной медали. Оборотная (негативная) сторона этой медали – утрата человеком индивидуальности и одновременное проявление в человеке крайнего индивидуализма, эгоизма; поглощение культуры цивилизацией, что в результате дает неполноценность, крайний прагматизм, ущербность мыслительных, познавательных, духовно-нравственных процессов. Наличие этих негативных тенденций настоятельно требует вооружения учителя, ученика таким дидактическим инструментарием, такими образовательными технологиями, которые бы оптимально формировали культуру работы с самой разнообразной информацией, культуру способов умственной деятельности, позволяющих на новом (мета-уровне) переводить эту информацию в знания, умения, навыки, убеждения, ценности, имеющие созидательную духовно-нравственную окраску.
Дидактический инструментарий будущего, образовательные технологии, ориентированные на развитие мышления будущего, были разработаны нами в условиях федеральной экспериментальной площадки и апробированы в инновационной практике творческих учителей Псковщины, Тамбовской области, русскоязычных учителей стран Прибалтики  и других регионов России, с которыми за годы опытно-экспериментальной работы сложились добрые профессиональные отношения. Формирующийся и имеющийся инновационный опыт использования артпедагогических технологий в педагогической практике (как показали наши исследования)  более чем актуален.
Артпедагогика имеет единые цели с общей педагогикой – помочь ребенку научиться понимать себя, жить в ладу с самим собой, вместе с другими людьми, познавать окружающий мир по законам красоты  и нравственности, найти свое достойное место в жизни и быть успешным.
Специфические цели артпедагогики – формирование этического и эстетического иммунитета личности в процессе развития ее духовно-нравственной культуры с опорой на механизм креативного, латерального, объемного мета-мышления.
Объект артпедагогической науки: сфера искусства как сфера обучения, воспитания, развития, коррекции личности и ее мыслительного аппарата.
Предмет артпедагогической науки: закономерности образовательного процесса, имеющие место, когда в него включается искусство.
Объект артпедагогической практики: реальное взаимодействие участников педагогического процесса, в который  интегрируется  искусство.
Предмет артпедагогической практики: психолого-педагогические механизмы обретения участниками образовательного процесса этического и эстетического иммунитета.
Этический иммунитет – интегральное качество личности, которое обеспечивает ее устойчивость перед безнравственными явлениями в микро- и в макросреде, адекватность ее реакции на быстро изменяющуюся социальную ситуацию в обществе, мобилизация ее духовных ресурсов для преодоления как материальных, так и мировоззренческих соблазнов, ведущих к негативной нравственной направленности.(А.С.Метелягин)
Эстетический иммунитет – характеристика духовного новообразования личности, несущая в себе такие качества, как умение отличать красоту от «красивости»; гармонию от дисгармонии, хаоса, эклектики в искусстве, в человеке, в его поступках, поведении, творчестве; быть устойчивым к воздействию массовой, безликой эрзац-культуры.(Т.А.Соколова)
В рамках нового федерального эксперимента «Оптимизация познавательной активности обучающихся в процессе моделирования, освоения и использования в урочной практике артпедагогических технологий» (одно направление эксперимента); «Оптимизация субъектной позиции обучющихся в процессе моделирования, освоения и использования в урочной практике артпедагогических технологий» (второе направление эксперимента творческой группы педагогов дошкольных, общеобразовательных учреждений, УДО, НПО Псковской, Тамбовской области, русскоязычных учителей стран Прибалтики) – протокол №16 от 12.02.2008 года заседания кафедры педагогики и психологии РАПКРО г. Москва –были нами смоделированы и прошли первичную апробацию такие технологии, как «Педагогический Театр», «Педагогическая мозаика», «Пересекающиеся параллели» (автор Т.А. Соколова). Эксперимент подтвердил продуктивность этих технологий, делающих существенно успешнее освоение и использование в практике учебной и мыслительной деятельности учащихся инновационных способов умственной деятельности.
Уроки учителей, занятия педагогов дополнительного образования, воспитательные мероприятия, проведенные с использованием этих технологий значительно эффективнее (на 25%), чем те, которые проводятся в традиционной парадигме.
Артпедагогическая парадигма включает в себя следующие положения:
- артпедагогика оптимально реализует свои принципы, методы и технологии в сфере духовной культуры педагога и ученика;
- дидактические принципы артпедагогики, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и задачами, формулируются следующим образом: принцип гуманизации; принцип творчества; принцип рефлексивности; принцип интегративности; принцип диалогичности. Базовыми основополагаюшими методами артпедагогики являются: импровизация; проблемно-диалоговый метод; метод игры; метод моделирования.
Так технологию Педагогического Театра возможно использовать на этапе ее начального освоения как диагностический инструмент, позволяющий выявить силу выраженности и качество коммуникативных, театральных (художественных), социальных (духовно-нравственных) способностей учащихся. На этапе использования  этой технологии непосредственно в образовательном и в досуговом процессе (в системе дополнительного образования) идет интенсивное, нестандартное, радостное освоение коммуникативной культуры, навыков социальной и духовной рефлексии, освоение способностей к исполнению и в учебе и в мыслительной деятельности, и в жизни разных, необходимых человеку ролей, освоение способностей адекватно позиционироваться в различных коммуникативных и жизненных ситуациях, формировать свой имидж.
Так обращение к технологии Персекающихся параллелей позволяет на этапе диагностирования выявлять проблемы в сфере мыслительной деятельности ребенка, в интеллекте, памяти, выявлять предпочтительные типы и способы мыслительной деятельности. В образовательном процессе эта технология корректирует мыслительные процессы, оптимизирует те сферы мыследеятельности, которые развиты у ученика недостаточно и тем самым обеспечивает интеграцию образно-художественного и абстрактно-теоретического способа восприятия информации, что на выходе облегчает процесс формирования этического и эстетического иммунитета, снимает «разорванность», «однобокость» восприятия мира и себя. Достигается суперцель: в определенной мере, при таком подходе и к одаренному, и к обыкновенному ребенку – возрастает возможность (вопреки засилью цивилизации) воспитание человека Культуры.
Использование на этапе диагностики технологии Педагогической мозаики позволяет выявить силу и качество выраженности у учащихся культуры работы с информацией: оценка ее качества и актуальности, умения «сжимать» и разворачивать информацию, умение структурировать информацию, эмоционально и личностно оценивать ее и т.д.
В образовательном процессе эта технология в современной информационной ситуации незаменима как вооружающая ребенка необходимыми механизмами и приемами работы с информацией, приемами ее разностороннего понимания, личностного приятия-неприятия с точки зрения системы личностно значимых ценностей, идеалов и убеждений («Я-Концепции»). А это возможно, если мы у наших детей сформировали, а лучше сказать, воспитатели этический и эстетический иммунитет.
Таким образом, наш экспериментальный коллектив имеет продуктивный инновационный опыт, обеспечивающий интенсификацию учебно-воспитательного процесса, здоровьесбережение обучающихся, повышение мотивации и познавательной активности, рост культуры мыслительной деятельности и др.
Эксперимент в общих чертах завершен, но наша экспериментальная площадка открыта для сотрудничества с теми педагогическими коллективами России, которых волнуют те же проблемы, что и нас. Тот опыт, который наработан нами, уже востребован школами России, с целым рядом которых мы работаем не только в формате реальных встреч, но и в форме дистанционных проблемных курсов, семинаров, консультаций с использованием ИКТ-технологий.



Комментариев нет:

Отправить комментарий