понедельник, 24 февраля 2014 г.

Диссеминация опыта повышения квалификации

Система повышения квалификации педагогов во многих территориях Российской Федерации развивается, наследуя идеи Юрия Анатольевича Конаржевского и его сподвижников об уровневом подходе к ее организации. Как это происходит в Псковской области, мы видим на материале ректора  ПОИПКРО Людмилы Кузьминичны Фомичевой, представленном в статье «Трёхуровневая система повышения квалификации педагогов Псковской области»,  которая  опубликована в методическом пособии «Государственно-общественное управление  в системе образования Псковской области». Вследствие инновационных преобразований российской системы образования в 90-е годы прошлого столетия менялись цели, задачи, содержание деятельности ПОИПКРО. Наиболее существенные изменения произошли в организации повышения квалификации работников образования. За последние годы четко сформировалась уровневая система повышения квалификации в Псковской области. Рассмотрим особенности трехуровневой организации повышения квалификации педагогов и руководителей школ как части региональной системы образования, в том числе посредством организации работы сетевых центров, стажировочных площадок с применением модульных программ.

Псковский областной институт повышения квалификации работников образования видит свою миссию:
– в подготовке педагогов к систематической и усложняющейся деятельности, направленной на «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире»;
– в подготовке управленческих кадров учреждений образования к руководству школой – центром творчества и информации, ориентированной на индивидуальность ученика, его личностные интересы и потребности, его будущую профессию;
– в педагогическом совершенствовании всех участников образовательного процесса, в том числе родителей, педагогической общественности, членов управляющих и попечительских советов, обеспечивающих открытость школы, широкое информирование о качестве и результативности ее деятельности.
Совокупный опыт стран мира в постдипломном образовании говорит о том, что его коренная проблема – в стимулировании интереса к непрерывному образованию. Дифференцирование оплаты труда, введение аттестационных категорий, необходимость подтверждения диплома, контрактный прием на работу, безусловно, способствуют ориентациям педагогов на дополнительное образование. Его основные принципы – рефлексивность по отношению к своему уровню профессионализма, партнерство с коллегами, интегративность и элективность в содержании, в потребностях и интересах в отборе новых знаний и опыта, в совместной деятельности по достижению общей цели – реализуют функцию аттракции, включая педагогов в процесс повышения квалификации. Продолжение модернизации образования, реализация планов, определенных национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», в известной мере вызывают у педагогов стремление и желание учиться дальше. Ключевая роль в этих процессах принадлежит самим педагогам, их настойчивости, оптимизму, уровню профессиональной подготовленности, мотивированности на дальнейшее самосовершенствование.

Схема 1. Педагог в условиях введения ФГОС нового поколения.

В условиях введения ФГОС нового поколения педагог приобретает и выполняет более сложные умения анализа, экспертизы, создания инновационного образовательного пространства (см. схему 1).
Задача нашего института – формирование ключевых компетенций, помощь в решении профессиональных проблем педагогов, в расширении их общекультурного кругозора, в развитии их креативной, толерантной, самостоятельной позиции, предоставление педагогам возможности выбора содержания, форм и места повышения квалификации. Мы обязаны учесть запросы педагогов, дать им гибкие, вариативные темы и формы создать для них комфортную образовательную среду. Совместная работа ПОИПКРО и образовательных учреждений во многом организуется на началах сетевого взаимодействия. Эффективное непрерывное образование организуется, прежде всего, в системе дистанционного обучения. Более 50% всех учебных занятий в институте проводится в дистанционном режиме. Начиная с 2010 года в гораздо большем объеме вводится дифференциация и индивидуализация повышения квалификации, в практику входит трехуровневая система работы по совершенствованию профессионального состояния педагогов – школьный, муниципальный, региональный уровни.

I. Школьный уровень. Каким условиям должна отвечать работа по повышению квалификации на школьном уровне?

Схема 1а. Школьный уровень совершенствования профессионального потенциала педагогических работников.

1. Она реализуется во взаимодействии: директор – учитель – предметные методические объединения, ПОИПКРО. Их согласованными действиями и анализом определяется направление, форма и тема повышения квалификации педагогов или педагогического коллектива в целом при корпоративной организации повышения квалификации.
2. При этом важно соотнести и добиться единства и преемственности четырех компонентов: темы самообразования учителя, методической темы данной школы, программы развития школы и проблемы повышения квалификации данного педагога или педагогического коллектива.
3. Целесообразно выстраивать методическое совершенствование педагога как часть единой системы научно-методической работы школы, ориентированной на необходимый для развития коллектива результат. При этом тема повышения квалификации выступает как часть методической темы школы, по итогам разработки которой обязателен отчет перед институтом и школой. Это условие сохраняется и в том случае, когда педагог обучается в институте или на базе Сетевого центра повышения квалификации (СЦПК).
4. Участие руководства школы, методического объединения в выполнении заданий по курсовой подготовке педагогов вполне возможно: половина заданий всех курсов повышения квалификации носит дистанционный характер. Выполнять их учитель может совместно с другими педагогами своей школы – учителями других предметов, объединяясь в творческие коллективы, команды. Институт готов пойти навстречу и разработать надпредметные дистанционные задания для таких групп – творческих команд. Опыт взаимодействия с учреждениями образования, например, практика проведения «Дней ПОИПКРО в школе» в 2006–2012 годах, позволяет интегративно работать с учителями разных предметов и разных ступеней школы.
5. Тематика Индивидуального маршрута повышения квалификации (ИМПК), который мы предлагаем учителям-исследователям, учителям-победителям ПНПО, заслуженным учителям РФ, определяется по согласованию с институтом. Кафедра или учебный центр института назначают научного консультанта педагогу, избравшему ИМПК. Тема самостоятельной работы педагога определяется по согласованию со школой, научный консультант и педагог совместно составляют график работы над темой и форму отчета, приемлемую для института, школы и учителя. Данное направление работы на уровне образовательного учреждения может быть представлено схемой .

II. Муниципальный уровень повышения квалификации. Ежегодно более 45% педагогов повышают свою квалификацию без отрыва от рабочих мест на основе договоров администрации муниципалитета, директоров школ с институтом. Процесс профессионального совершенствования педагогов проводится при активном участии муниципальных методических служб, специалистов и руководителей районных и городских управлений образования, специалистов районных ресурсных центров (РРЦ), информационных центров школы (ИЦШ). Занятия проводятся в сетевых центрах повышения квалификации (СЦПК) – стажировочных площадках.

Схема 1б. Муниципальный уровень совершенствования профессионального потенциала педагогических работников.
Активная позиция названных органов, структур, центров необходима для того, чтобы:
1. Определить планы работы и межпредметное взаимодействие руководителей методических объединений всех видов на предстоящий учебный год. Организовать систематическую работу методических объединений учителей всех предметов, классных руководителей, специалистов служб сопровождения.
2. Способствовать администрации образовательных учреждений в изучении запросов педагогов на повышение квалификации и заключении договоров с ПОИПКРО на соответствующие образовательные услуги.
3. Помочь администрации образовательных учреждений в планировании повышения квалификации педагогов, в определении видов, форм, тем, в выборе педагогами проблем для разработки, предлагаемых в виде ИМПК, в выборе темы и места учебных занятий, стажировки. Диагностика, выявление проблем, прогноз, определение сценариев развития, выявление новых тенденций, рекомендации по принятию управленческих решений станут основой мониторинга процесса повышения квалификации педагогов.
4. Координировать и обеспечивать единство и преемственность в разработке избранной педагогом темы выпускной работы на курсах, его темы самообразования, темы стажировки, плана работы методического объединения, методической темы школы, программы развития школы.
5. Планировать и предоставлять педагогам возможность выступить в течение учебного года по материалам разрабатываемой проблемы, темы на заседании методического объединения школы, района, на педсоветах, проблемных семинарах и «круглых столах», на педагогических чтениях и конференциях.
6. Изучать эффективность и результативность повышения квалификации педагогов района, образовательных учреждений с целью обеспечения условий для формирования единого образовательного пространства района, области. В совместной работе специалистов института и практиков образования складывается система формирования интересов и запросов педагогов, отбора содержания, методов и условий реализации, результатов, эффективности и эффектов повышения квалификации, что очевидно из схемы .

III. Региональный (областной) уровень повышения квалификации. Каждый третий педагог повышает свою квалификацию непосредственно в институте. Ежегодно в ПОИПКРО приглашаются на повышение квалификации педагоги следующих категорий:
- педагоги, включенные в списки учителей по новым предметам, новым направлениям работы образовательных учреждений (ФГОС общего начального и основного образования, региональный учебный историко-культурологический курс «Основы православной культуры», преподаватели ОРКСЭ) и т.д.;
- педагоги-тьюторы по различным направлениям работы образовательных учреждений; - администрация образовательных учреждений всех видов
– руководители и их заместители; - руководители и методисты учреждений дополнительного образования детей;
- руководители муниципальных информационно-методических центров, методических кабинетов, руководители РРЦ, ИЦШ;
- руководители предметных районных методических объединений, объединений классных руководителей, объединений специалистов служб сопровождения; - специалисты районных управлений образования.

Схема 1с. Региональный уровень совершенствования профессионального потенциала педагогических работников.
Этим категориям специалистов предлагается повышение квалификации в виде очных или очно-дистанционных курсов, ИМПК, индивидуальной стажировки в лучших образовательных учреждениях области и за ее пределами. Предполагается максимальный учет индивидуальных запросов педагогов. Нам в равной степени важно изучать уникальный инновационный опыт, отрабатывать особые методы анализа, определять не только внутренние параметры системы образования, но социальный и общественный заказ и общественную оценку. Многообразие форм и направлений деятельности представлено на схеме 1с 

Какие преимущества мы видим в трехуровневой организации повышения квалификации педагогов и руководителей учреждений образования:

– ПОИПКРО не дублирует функции школьных и районных методических объединений учителей, функции районной методической службы;
– профессиональное совершенствование педагогов в основном проводится на базе сетевых центров повышения квалификации (СЦПК) – стажировочных площадок. Это позволяет придать большую практическую направленность курсовой подготовке, проводить ее непосредственно в среде инновационного опыта, который предъявляется педагогическому сообществу самими авторами этого опыта;
– специалисты института более целенаправленно обеспечивают своевременное обучение администрации образовательных учреждений, методических служб всех уровней, т.е. тех, кто организует и отслеживает эффективность педагогического процесса непосредственно в образовательных учреждениях, на рабочих местах педагогов.
Организация дальнейшей работы с педагогами в условиях возрастающего развития самостоятельности школ, модернизации педагогического образования требует значительных преобразований системы повышения квалификации. Усилия института сегодня направлены на решение первоочередных проблем, в числе которых:
- организация работы с педагогическими кадрами, которая обеспечит получение доступного и качественного образования каждым ребенком, независимо от места его проживания;
- социологический анализ потребностей региональной системы повышения квалификации;
- конкурсный характер системы повышения квалификации и определение функции института как главного оператора региональной системы повышения квалификации;
- мониторинг процесса и измерение результативности системы повышения квалификации, в том числе государственно-общественного управления;
- кооперация и интеграция образовательных ресурсов территории через сетевое взаимодействие образовательных учреждений, включенных в единую систему повышения квалификации педагогов.
Организация единого регионального информационного пространства всех структур, занимающихся повышением квалификации.
ПОИПКРО сохранит опережающий характер повышения квалификации педагогов. Постдипломное образование – это процесс протяженностью во всю профессиональную жизнь, на каждом этапе которой возникают новые запросы, формируются новые компетентности, развивается общая культура личности. Повышение квалификации – это не только совокупность программ и соответствующая организация процесса, это, прежде всего, рост личности педагога, изменения в сфере его компетентностей, развивается общая культура личности. Повышение квалификации – это не только совокупность программ и соответствующая организация процесса, это, прежде всего, рост личности педагога, изменения в сфере его компетентностей,  обретение личностных эффектов в системе постдипломного образования.

Л.К. Фомичева, ректор Псковского областного 
института повышения квалификации 
работников образования, 
кандидат педагогических наук, 
доцент, заслуженный учитель 
школы Российской Федерации, 
г. Псков

Комментариев нет:

Отправить комментарий