вторник, 9 июня 2015 г.

Урок как инструмент управления качеством образовательного процесса

«Только на уроке руководитель школы, завуч, руководитель МО могут составить себе представление о том:
- каковы отношения учителя с учащимися;
- глубоко или поверхностно учитель знает свой предмет;
- как он мотивирует познавательную деятельность своих учеников;
- кто он: примитивный информатор или организатор процесса учения детей;
- обеспечивает ли он прочные знания, умения и навыки;
- умеет ли он использовать процесс освоения учащимися    знаний по предмету для их развития и воспитания»


Ю.А. Конаржевский «Система. Урок. Анализ»

  1. Образовательный процесс в условиях школы – это совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития.
  2. Качество образовательного процесса – это соответствие всех компонентов образовательного процесса (целостного, содержательного, деятельностного, организационно-управленческого, результативного) установленным к нему требованиям.
  3. С точки зрения системного подхода цель, содержание, формы, деятельность педагога, реализуемая через систему педагогически целесообразных задач, методов и средств, и деятельность ученика (ученического коллектива), определяемая его личностными целями, мотивами, доступными и понятными методами и средствами, а также результат их совместной деятельности – это компоненты педагогического процесса.
  4. Качество образовательного процесса тем выше, чем очевиднее во взаимодействии учителя и учащихся проявляются информационные, коммуникативные связи, организационно-деятельностные связи. Качество образовательного процесса тем выше, чем очевиднее результат, выражающийся сформированностью у ученика системы продуктивных и позитивных жизненных отношений, и ценностей в единстве с созидательной деятельностью, ибо сущность человека выражается в деятельности, в которой зарождаются отношения и проявляется система сформированных ценностей. Именно система жизненных отношений и ценностей ученика определяет его отношение к себе, другим людям, миру, жизни. Система жизненных отношений и ценностей делает или не делает выпускника школы всесторонне развитым, воспитанным и образованным. Это зависит от того, какую направленность имеют эти ценности.
  5. Управление качеством образовательного процесса предполагает использование определенного инструментария, соответствующего тем характеристикам, которые присущи образовательному процессу, имеющему место в конкретной школе. Анализ состояния дел в ряде школ Псковской области выявил проблему отсутствия у многих руководителей школ системного подхода к формированию инструментария, способного обеспечивать продуктивность и эффективность процесса управления качеством образования. Наша деятельность в формате регионального научно-методического проекта «Урок 21 века» позволила выявить следующие тенденции: - ряд руководителей школ в качестве главного инструмента управления качеством образовательного процесса выбирают кафедральную структуру, которая, действительно, позволяет в оптимальном варианте обеспечить связь педагогической науки и инновационной практики; - ряд руководителей школ в качестве основного управленческого инструмента выбирают модные инновационные образовательные технологии. И это в оптимальном варианте тоже дает определенный эффект. Но там, где при этом руководитель не берет во внимание урок и его глубокий профессиональный анализ в качестве первоосновного инструмента управления качеством образовательного процесса, там, как показала наша аналитическая деятельность в формате проекта «Урок 21века», там мы обнаруживаем целый ряд западений в учебно-воспитательном процессе. Реальная жизнь любого образовательного учреждения настойчиво, с завидным постоянством подтверждает верность утверждения Ю.А. Конаржевского: «Со времен Я.А. Коменского и по наши дни урок остается самым главным феноменом школьной жизни, центром, вокруг которого вращается вся жизнь школы».
  6. И на вопрос: при каких условиях урок становится эффективным инструментом управления качеством учебно-воспитательного процесса в школе, - у нас есть ответ: при условии сформированности единой дидактической системы как системообразующего компонента концепции развития школы; при условии владения директором школы и его командой теорией современного личностно-деятельностного урока и методикой ее реализации в педагогической практике учителей школы.
Автор публикации: Соколова Татьяна Алексеевна, – доцент кафедры методологии постдипломного педагогического образования ПОИПКРО, кандидат педагогических наук. Координатор Клуба Конаржевцев.

Сегодня, почему то мало говорится о коллективно – распределённой деятельности учителя и учеников, а мы считаем, что такая деятельность является одной из основ развивающего обучения. Давайте посмотрим, что говорил профессор Конаржевский про эту деятельность...


Комментариев нет:

Отправить комментарий